ИНФОРМАЦИЯ о реализации государственной программы развитии языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы и плана действий на 2017-2019 годы в городе Приозерск за 2017 год

В целях реализации Государственной программы развития и функционирования языков на 2011-2020 годы акиматом города Приозерск принято постановление №10/69 от 9 марта 2017 года «Об утверждении плана мероприятий города Приозерск на 2017-2019 годы по исполнению государственной программы развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы».

Все запланированные мероприятия направлены на расширение социально-коммуникативных функций государственного языка и создание необходимых условий для реализации принципа триединства языков.

Обеспечен поэтапный переход ведения делоприозводства на государственном языке. Удельный объем делопроизводства на государственном языке в государственных органах в общем объеме документооборота составил: в 2014 году – 95%; в 2015 году – 95%, за 2016 года – 96 %, за 2017 года — 96%.

В целях контроля ведения делопроизводства на государственном языке проводятся круглые столы, семинары.

В целях повышения языковой культуры населения проводятся плановые мероприятия: в 2014 году — 14 (на сумму 221,6 тыс. тг); в 2015 году — 15 (на сумму 245,0 тыс. тг); в 2016 году — 15 (на сумму 100,0 тыс. тг); в 2017 году — 6 мероприятий (на сумму 600,0 тыс. тг).

Проводимыми мероприятими охвачены детские дошкольные учреждения, государственные и неправительственные организаций, рекламные агентства, библиотеки, учащиеся, культурные объединения и т.д.

Проводится работа по поддержке и развитию государственного языка, трехъязычия, в целом языковой политики в  средствах массовой информаций.  В 2014-2016 годы в областной газете «Орталық Қазақстан», в региональной газете «Приозерский вестник» опубликовано 54 статей по данной тематике.

 

Поддержка языковой политики в СМИ

Название 2014 2015 2016 9 мес. 2017 г.
Количество публикации 12 24 18 26

 

В целях реализации принципа триединства языков ведется работа по пропаганде государственного языка среди представителей других этносов.

В связи с отсутствием в городе центра обучения языкам с 2013 года организовываются курсы по изучению казахского языка для государственных служащих, гражданских служащих и для физических лиц.

В 2014 году курсами обучения государственному языку охвачены  40 человек (выделено 946,0 тыс. тг); в 2015 году — 20 человек (выделено 477,0 тыс. тг); в 2016 году — 30 человек (выделено 800,0 тыс. тг); в 2017 году охвачено всего 40 человек (выделено 779,0,0 тыс. тг).

В 2016 году организован курс английского языка с охватом 15 человек (выделено 400,0 тыс. тенге). В 2017 году организован курс английского языка с охватом 25 человек (выделено 400,0 тыс. тг).

В целях исполнения Послания Президента Республики Казахстан в части пропаганды государственного языка на территорий города Приозерск установлен баннер.

В  городе Приозерск функционируют 6 дошкольных организаций. Количество воспитанников в группах с казахским языком:

в 2014 году — 420, из них представители других этносов — 14;

в 2015 году — 620, из них представители других этносов — 24;

в 2016 году — 605, из них представители других этносов — 5.

По сравнению с 2014 годом в 2015 году количество детей с казахским языком воспитания возросло на 32,2%, по сравнению с 2015 годом в 2016 году уменьшилось на 2,4%.

Общее количество школ по городу Приозерск — 2. Из них одна является школой с казахским языком обучения, другая со смешанным языком обучения.  Количество обучающихся в казахскоязычных школах:

в 2014 году — 1409, из них представители других этносов — 30;

в 2015 году — 1455, из них представители других этносов — 19;

в 2016 году — 1461, из них представители других этносов — 31.

По сравнению с 2014 годом в 2015 году количество обучающихся на казахском языке возросло на 3,2%, по сравнению с 2015 годом в 2016 году возросло на 0,4%.

В 2014-2016 гг. по системе Казтест тестирование прошли 299 человек. Из них диагностическим тестированием — 257 человек, сертификационным тестированием — 42 человек.

В 2014 году 69 государственных служащих прошли сертификационные тестирование:

—        элементарный уровень (А1)  – 3 (4,3%);

—         базовый уровень  (А2) – 29 (42%);

—         средний уровень (В1) – 27 (39%);

—        выше среднего (В2) – 10 (14,5%).

В 2015 году диагностическое тестирование прошли 56 человек, сертификационное тестирование — 10 человек, из них 9 (90%) получили сертификаты.

— элементарный уровень (А1)  – 11 (19,6%);

— базовый уровень  (А2) – 18 (32,1%);

— средний уровень (В1) – 25 (44,6%);

— выше среднего (В2) – 2 (3,6%).

В 2016 году диагностическое тестирование прошли 132 человек, сертификационное тестирование — 32 человек, из них 21 (65,6%) получили сертификаты:

  • элементарный уровень (А1) – 4 (3%);
  • базовый уровень (А2) – 59 (44,7%);
  • средний уровень (В1) – 52 (39,4%);
  • выше среднего (В2) – 17 (12,9%).

В 2017 году диагностическое тестирование прошли 188 человек, сертификационное тестирование — 20 человек, из них 15 (75%) получили сертификаты.

  • элементарный уровень (А1) – 26 (13,8 % );
  • базовый уровень (А2)– 106 (56,3 % );
  • средний уровень (В1) – 42 (22,3 %);
  • выше среднего (В2) – 14 (7,4 %).

Ведется целенаправленная работа по вопросам ономастики. Так, в 2016 году проведена работа по переименованию 8 улиц, в 2017 году по переименованию 11 улиц. В целях проведения разъяснительных работ среди населения и освещения вопросов ономастики с 2014 по 2016 годы выпущено 5 статей, за 2017 год 2 статьи.

На постоянной основе проводятся работы по по оформлению вывесок и реклам в соответствии законодательству. В целом в 2014-2016 годы рейдами охвачено 494 объекта, исправлено 26 текстов визуальной информаций, снято — 40. В 2017 году рейдами охвачено 251 объекта, исправлено — 5, снято — 6.

В целях повышения правовой юридической грамотности представителей малого бизнеса проводятся семинары. Так, в  2016 году с представителями бизнеса проведена конференция, где были даны разъяснения по правильному оформлению визуальной информации. В 2017 году совместно с городской Палатой предпринимателей проведен семинар по разъснению 21 статьи Закона РК «О языках в Республике Казахстан».

Актуальные проблемы:

Государственная языковая политика находит свое понимание и поддержку среди населения, расширяется сфера функционирования государственного языка, созданы условия для развития языков народа, проживающих в городе.

Несмотря на достигнутые результаты, следует отметить, что уровень реализации потенциала государственного языка во всех сферах общественной жизни все еще недостаточен. Среди работников сферы обслуживания недостаточно специалистов, владеющих государственным языком на уровне, необходимом для осуществления служебных функций. Есть необходимость в расширении сети кружков по обучению государственному языку.

В государственных органах реализация потенциала государственного языка остается не на должном уровне. Сохранение родных языков других национальностей требует реализацию различных мероприятии.

Среди текущих и ожидаемых проблем отрасли необходимо отметить следующие:

— недостаточная степень функционирования государственного языка во всех сферах общественной жизни и  недостаточное внедрение государственного языка в социально-коммуникативное пространство;

—  недостаточно развитая инфраструктура обучения языкам;

— нехватка специализированных кадров по пропаганде государственного языка, в том числе специалистов ответственных за качество заполнения документов на государственном языке, специалистов-переводчиков;

— нежелание взрослого населения обучаться государственному языку;

— отсутствие системы стимулирования и мониторинга процесса овладения государственными языком, является сдерживающим фактором в деле повышения уровня владения государственным языком в обществе;

— отсутствие должного внимания за соблюдением требований Закона Республики Казахстан «О языках в  Республике Казахстан» в оформлении визуальной информации и реквизитов, а также невозможность привлечения к административной ответственности за нарушение оформления визуальной информации.

Основной проблемой, сдерживающей развитие сферы, является неполнота правовой юридической базы в развитии государственного языка.

 

SWOT-анализ

  Положительное влияние Отрицательное влияние
Внутренняя среда

 

   Сильные стороны

1)           Пропаганда государственного языка и языков народа Казахстана, путем проведения различных мероприятий

2)           В местных госорганах показатель ведения делопроизводства на государственном языке на высоком уровне уровне.

   Слабые стороны

1)           В связи с малочисленностью населения в городе не открыты центры обучения языкам

   Возможности

1)           Организация обучающих языковых курсов в целях обучения взрослого населения государственному и английскому языкам.

   Угрозы

1)           нехватка грамотных, специализированных кадров

 

  Положительное влияние Отрицательное влияние

 

Внешняя среда    Сильные стороны

1)           Популяризация государственного языка, путем проведения мероприятий;

2)           Больший охват населения, путем выступлений  по разъяснению требований законодательства о языках, размещения банеров

Слабые стороны

1)           Нехватка в регионах учебно-методического комлекса по стандарту Казтест

   Возможности

1)           потребность в изучении государственного языка и родных языков жителями города;

3)           большое количество детей других национальностей, обучающихся государственному языку, активность участия в конкурсах;

4)           повышение востребованности государственного языка.

 

Угрозы

1) уменьшение количества населения владеющих государственным языком, в связи с отсутствием требования со стороны работадателей;

2)           несоблюдение рекламными агентствами требований Законов РК «О языках в Республике Казахстан».

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛИ, ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ И ПУТИ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

 

Цель: Развитие трехъязычия в регионе

Целевые индикаторы Источник 2016 г. (факт) 2017 г 2018г. 2019 г. 2020г.
1 Доля взрослого населения, владеющего государственным языком, % Социологическое исследование 67 67,5 70 75 80
2 Доля взрослого  населения, владеющего английским языком, % Социологическое исследование 1 4 7 10 13
3 Доля взрослого населения, владеющего тремя языками (казахским, русским, английским), % Социологическое исследование 0,5 1,5 3 5 7

 

Пути достижения

Для достижения поставленной цели определена задача расширение социально-коммуникативных функций государственного языка и создание необходимых условий реализации принципа триединства языков, для реализации, которой будут проведены следующие меры:

— проведение семинаров и конкурсов, направленных  на  развитие государственного языка и языков национальностей, проживающих в городе;

— организация курсов государственного и английского языков;

— мониторинг ведения делопроизводства на государственном языке и по итогам рассмотрение на комиссии;

— организация в местных СМИ публикации, направленных на разъяснение государственной языковой политики, трехъязычия.

Меры, указанные в рамках данных задач, будут реализовываться в течение всего периода действия программы.

 

НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ

млн. тг.

Наименование целей 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год
Развитие трехъязычия в регионе 1,3 1,779 3,576 3,9 3,9

 

 

Руководитель отдела внутренней

политики, культуры и развития

языков города Приозерск                                                        Г. Шарбекова